Современный человек не представляет свою жизнь без рекламы. Она окружает нас повсюду и, хотим мы того или нет, тихо и уверенно оказывает своё неоспоримое воздействие на психику. При этом, каждый второй, если не каждый первый человек воспринимает рекламу, как явление негативное и надоедливое. Как же так получается, что мы всё время жалуемся на скукоту и однообразие рекламных роликов, а рекламодатели до сих пор не идут по миру с торбами? Ведь судя по отзывам, их продукт только раздражает потенциального покупателя, а следовательно, спрос на него должен быть минимален. Давайте разбираться. Прежде всего, многие из нас искренне полагают, что реклама влияет на кого угодно, но не на них. Вспомните, разве среди ваших знакомых нет человека, с уверенностью заявляющего: "да, реклама действует на большинство людей, но на меня - нет. Эти сказки о чудодейственных моющих средствах - откровенная ложь. Я знаю это и не ведусь" или "я совершенно равнодушен к рекламе. Я не смотрю её и поэтому она не может влиять на мой выбор". Да что там кривить душой, вы же и сами так частенько думаете. Проблема доверия или недоверия рекламе стоит на одном из первых мест в социальной психологии, разделяя общество на два "противоборствующих" лагеря: одни рекламу выпускают, а другие заглатывают её, даже не подозревая о том, что попались на крючок. Итак, чем же берут рекламодатели: 1) "измором". Это, наверное, самый популярный способ внушения на современном рекламном рынке. Не имея возможностей делать качественную рекламу, наши специалисты-пиарщики выезжают за счёт её количества. По несколько раз в день мы видим одну и ту же рекламу стирального порошка, минеральной воды, шоколадного батончика. Возможно, мы и не придаём ей никакого значения, не смотрим её и не вникаем в её суть. Но главное дело уже сделано и без нашего участия; 2) эстетикой. Реклама данной категории не нуждается в многоразовой прокрутке на популярных телеканалах. Достаточно запустить ролик один раз в нужное время, в нужном месте - и поток клиентов моментально увеличится. Всё дело в качестве. Красивая картинка, качественный монтаж - и дело в шляпе; 3) игрой на чувствах и эмоциях. Чувства могут быть любые: восхищение, жалость, умиление, смех. Главное - вызвать эмоцию, равнодушие здесь будет являться главным врагом. Прочитав вышеизложенное, многие наверняка скептически покачали головой и опять-таки с уверенностью возразили, что "на нас это не действует". Хочется огорчить вас - действует. Ещё и как. Ведь самая верная жертва внушения та, которая громче всех кричит о независимости своих взглядов. Но чтобы не быть голословными, разберём каждый из пунктов. Чем опасна массовая реклама? Приходя в магазин, вы видите перед собой большое разнообразие одного продукта различных марок. По сути, все они одинаковы, и вы это знаете. Выбор происходит благодаря тому, что об одной марке вы уже слышали где-то в рекламе, а о другой не имеете ни малейшего понятия. Логика проста: вы больше доверяете тому, о чём знаете хоть что-то. Далее, качественная реклама подкупает своей красотой. Проще говоря, смотря её, вы получаете эстетическое удовольствие и подсознательно жаждете завладеть предметом рекламы, чтобы в полной мере прочувствовать счастье обладания вещью, которая так эстетично смотрится на экране. Похожая ситуация и с третьей категорией. Но если в предыдущей упор делался на эстетику, то здесь под прицел может попасть любое человеческое чувство. Например, улыбающийся малыш в подгузниках "Памперс" непременно вызовет у вас чувство умиления или восторга. Проекция поведения ребёнка в рекламе на своего собственного карапуза заставит вас приобретать подгузники именно фирмы "Памперс". То же самое с негативными эмоциями. Мы знаем, что реклама чаще всего содержит откровенную ложь, знаем, что рекламодатели хотят нас обмануть и тем не менее, находясь в бездумном состоянии, нередко оказываемся обманутыми. А те, кто имеет иммунитет непосредственно к рекламе, оказываются обманутыми через её опосредованное влияние, то есть через третьи руки. Один из источников такого влияния - дети. Детская психика ещё не научилась критически воспринимать материал, излагаемый с экранов телевизоров. Поэтому иногда крикливого ребёнка можно успокоить только купив "ту самую куклу из телевизора, у которой сверкают волосы". Кажется, что реклама всемогуща. Однако, не только она может влиять на нас, но и мы на неё. Ведь спрос рождает предложение, почему бы не воспользоваться?
|