Рекламная рассылка от … архимандрита! |
В православной России 17-18 веков лубочные картинки пользовались необычайной популярностью. Это было быстро подмечено церковью и широко использовалось ею для религиозной пропаганды среди простого люда, а также рекламы с целью сбора средств.
Так, множество лубков разъясняло смысл троеперстного крестного знамения и ошибочность двуперстного, убеждало в необходимости обривать бороды. Они были направлены против старообрядчества и использовались в борьбе с раскольниками. Печатали виды храмов и монастырей, которые с удовольствием приобретались набожными людьми. Красивые картинки обязательно сопровождались обращениями к великим грешникам, коими, безусловно, являлись поголовно все.
Надписи призывали жертвовать на собор или строение монастыря, либо просто на нужды церкви. При этом часто использовались косвенные призывы, которые начинались словами покаяния и заканчивались «…да искуплю добром грехи мои!». Были и такие, которые прямо спрашивали, не желает ли адресат пожертвовать что-либо «на украшение обители»? Такие картинки посылались богатым людям, купцам, например, от имени архимандрита или строительного подрядчика, возводившего очередное религиозное строение.
Возможно, что это были первые примеры рекламной рассылки в истории российской рекламы.
Призыв к покаянию ради спасения души – частый мотив народных картинок. Традиция русской культуры прямо обязывала предоставлять право на покаяние любому самому закоренелому преступнику. Часто такой обряд организовывался как массовое зрелище, с целью назидания, воспитания и устрашения черни. О таких «мероприятиях» народ заранее оповещался с помощью лубков. Это было не просто объявление.
Листок изображал фигурки преступников, с зажжёнными свечами в руках, закованных в кандалы и на фоне какого-либо собора, чаще того, в котором планировалось проведение обряда всенародного покаяния. Так, один из дошедших до нас листков распространялся в мае 1767 г. и сообщал о предстоящем покаянии убийц – супругов Жуковых. Лубок изображал преступников на фоне колокольни Ивана Великого и Успенского Собора и предписывал оповестить об этом событии всех «за сутки во всем городе».
|