Вывески, брандмауэры, бигборды, и другие носители наружной рекламы считаются неотъемлемыми атрибутами мегаполиса. Эти экспозиции имеют очень древнюю историю, а самым древним видом наружки являются вывески. В Древних Риме и Греции торговцы и владельцы питейных заведений, мастерских и гостиниц широко применяли подобные конструкции для привлечения клиентов.
В качестве вывески в местах торговли изначально размещали реальные товары, позже их заменили символическими знаковыми изображениями – аналогом современных пиктограмм. Например, у булочной лавки располагался барельеф мельницы, у молочной лавки - барельеф козы. Кроме изобразительных элементов вывески содержали текстовую информацию: название заведения и профиль его деятельности. Но также здесь можно было прочитать развернутый рекламный текст, стихи и даже первые слоганы.
В античности технологии выпуска вывесок были достаточно разнообразными. Исходными материалами для древних экспозиций чаще всего были мрамор или обожженная глина. На камне высекались текст и изображение, а терракотовые барельефы выполнялись путем обжига вылепленной заготовки.
В эпоху средневековья вывески считались практически единственным полноценным средством наружной рекламы. Они чаще всего содержали только символы и знаки, а имена хозяев и пояснительные надписи отсутствовали, потому что большинство горожан было неграмотным. Позже появилась универсальная символика: у ростовщиков – три шара, у виноторговцев – бочонок, у слесарей – ключ.
В XVI - XVIII веках в Европе производились экспозиции, что были написаны маслом. Примером служит «Вывеска Жерсена», что была написана для антикварной лавки Парижа известным французским живописцем Ватто. В периферийных населенных пунктах Европы преобладали живописные конструкции с рисунками геральдических животных: летающими свиньями, красными львами или голубыми вепрями. В XIX веке подобную вывеску вытеснила шрифтовая.
В России шрифтовые вывески появились во второй половине XIX столетия. Они отличались высоким профессиональным уровнем выполнения и не уступали европейским аналогам. Появление экспозиций с подсветкой приурочено к изобретению газового освещения. В начале XX века для освещения рекламных конструкций стали использоваться электрические лампочки, что изобрел Т. Эдисон, и наполненные неоном стеклянные трубки. А светодинамическое панно впервые появилось в Германии.
Сегодня в городской среде можно встретить и предметно-знаковые, и шрифтовые вывески, а живописные экспозиции ушли в прошлое и уступили место конструкциям с полноцветными изображениями, отпечатанными на самоклеющейся пленке или баннерной ткани.
|